В минувшее воскресенье 15 февраля в Подмосковье состоялся 32-й традиционный лыжный Сотенный марафон группы Дмитриева. В нём приняло участие порядка 60 лыжников. Не успевшие заявиться вовремя принимали участие без включения в протокол и шли на своём обеспечении. Однако на кострах их так же радушно встречали и поили морсом и чаем. Зарегистрированных участников на обеденном костре кормили геркулесовой кашей и чудесным куриным супчиком.
Трасса был традиционной (для последних лет) и состояла из трёх основных этапов:
От станции Поварово Ленинградской железной дороги до костра в Рыгино – 34,5 км
Далее петля по пересечённым местам Клинско-Дмитровской гряды, через Воробьево, Шахматово и снова на костер у Рыгино - 28 км;
Третий этап сначала повторяет концовку первого – через лесное Булковское урочище, Раковскую просеку - и далее поворот на ст. Некрасовскую Савёловской железной дороги, где ждёт финишный костёр - 37,5 км;
А после финиша выход на станцию уже без контроля времени ещё 4, 5 км.
Трек
Основная часть участников стартовала с электрички 7:03 из Москвы – 8:05 в Поварово.
Но допускалось стартовать и раньше, и позже. Часть группы стартовала в 5:53 из Москвы, некоторые в 6:43. А отдельные участники догоняли всех с более поздней, чем 7:03 электрички.
Погода в этот день побаловала лыжников своим мягким морозцем и свежим снежком, на котором хорошо работали многие мази. А временами подбадривала пятирублёвыми хлопьями густого снега в лесах, встряхивала низовой метелью с вихрями-буранами на полях, и сильным, сшибающим с ног дульником.
Как выразился Антон Нестеров, "ветер рвал верхушки леса так, что порой казалось, что весь этот лес готов взлететь на воздух". И ведь действительно, в одном месте упавшая ель перекрыла лыжню, и только Антону удалось проскочить перед этим падением. А остальным приходилось снимать лыжи и перелезать через этот сучковатый заслон.
На первой половине маршрута ветер был встречный, зато на второй он очень кстати подгонял в спину так, что на открытых ЛЭП-ках, раскатанных снегоходами, можно было лететь, просто слегка переставляя ноги.
Лыжня была практически по всему маршруту. В лесу часто встречались буранки, и лыжня поверх них была достаточно жёсткой. Однако на полях лыжню переметало. На петле, на участках полей местами была глубокая тропёжка, лыжня была рыхлая, мягкая, палки практически не работали.
И всё-таки Царь сотенной дмитриевской лыжни Антон Нестеров шёл на классических лыжах без мази. Он в очередной раз выиграл эту гонку с большим отрывом.
Сергей Булычев, главный руководитель группы Дмитриева, лыжник опытный и не раз проходивший такой маршрут, на этой сотне получил новые впечатления: "Первый раз наблюдал такую картину. Вихрь подымает столько снега, что не видно не только лыж, но и свои ноги пропадают в белой пелене в районе колен. На этой сотне на втором и третьем этапе мне пришлось тропить. Запомнился небольшой участок поля у Песков. В двух, трёх минутах впереди идут два лыжника, а я троплю по полной программе. Лыж даже не видно!"
На дистанции случился курьёз – три лидера, возглавляемые опытным участником группы Олегом Волковым свернули перед финишной прямой просекой не на ту лыжню, проскочили мимо финишного костра и докатили до станции Некрасовская, откуда и уехали домой без зачёта. Михаил Кубарев и Сергей Алтунджи были его ведомыми. Они редко посещали группу и плохо знали трассу.
Вторым стал Шура Погорелов (он бежал впереди незадачливой троицы).
А за третье место неожиданно разыгралась борьба. И тут тоже не обошлось без курьёза.
Местность перед пересечением железной дороги и за ней немного изменилась – здесь появилась широкая свежепрочищенная просека. И я тоже свернула перед финишным костром не туда, увидев перед собой три свежих следа. Но вовремя одумалась и вернулась. Однако за это время меня обогнал Саша Будников и догнал Дмитрий Шниперсон. Он так разогнался на трёхкилометровой финишной прямой, что обогнал и меня, и Сашу и стал третьим на этой гонке.
Финишный костёр был великолепным! Участников встречали бутербродами с солёной рыбой – так кстати! Костровым командам огромное спасибо!
В этот раз на трассе был установлен и своеобразный рекорд – Александр Чувашов проехал эту 100 километровую дистанцию в 80 лет.
Впечатления и расклад сил по дистанции.
Старт. Уходит электричка и теперь главное аккуратно спрыгнуть с высокой скользкой платформы, чтобы не повредиться до начала гонки. Бегом по дорожке вдоль посёлка и скорее обгонять тех, кто идёт медленнее, но успел быстрее надеть лыжи.
- Марина, стой, давай подмажемся! – кричит Борода – гипермарафонец Саша Чуркин, отвалив в сторону. Но лыжи у меня отлично держат – синяя мазь "Старт" -2-6 даже чуть подтупливает на припорошённой свежаком лыжне. Саша в предыдущую субботу уже проехал сотку, с тропёжкой от Покровки через петлю на Морозки. С выходом в полночь на Калистово. Не восстановился ещё, видимо. Это его третья сотка в сезон.
Тут и я отскакиваю в сторону: летит Царь лыжни Антон Нестеров.
Дурацкий участок с объездом ИКЕИ. Кусты. Болотце. Лыжи работают без палок – это вселяет уверенность. А вот и наш Шеф - Сергей Булычев впереди , А за ним цепко держится какая-то новенькая девушка, без рюкзачка, только с поясником. Мощно толкается, сгибаясь всем корпусом. Этак сил на 100 км не хватит, невольно думаю я. (ОшибаласьJ) Обхожу их.
- Что-то у меня и тупит, и держит не очень – жалуется шеф. Намазал фиолетовой 0-2.
Главное, аккуратно пересечь Ленинградку. Фура тормозит передо мной, тоже пропускает. Бегом по песочной дорожке придорожного рынка и всё! Населёнка позади! Теперь начинается отличный лесной участок с перелесками. В лесу ветер не чувствуется, красота! Душа запела. Мне кажется, я знаю тут все изгибы и кочки.
Иду спокойно, не сильно напрягаясь, стараясь пока больше работать ногами. Но и не торможу, на подъёмах держу тот же ритм, что и на ровных участках. Пока организм просыпается, вкатывается.
На Кочергинском поле подумала о еде. Рановато, километров 15 всего отъехали. Но - подумала, значит, надо перекусывать, хотя и планировала сделать это на Раковском кресте – знаковом месте на Т-образном перекрёстке лыжней Поварово-Морозки-Солнечногорск.
Это примерно в 22 км от старта. Ладно, надо дотерпеть хоть до спуска к Каменке на раковской просеке через тройку километров. На спуске достаю бутылку, печенье и перекусываю на ходу.
- Что случилось? – обгоняя, с тревогой спрашивает Андрей Сашин.
- Да, ем.
Пока убираю в рюкзак бутылку, пропускаю и шефа с девушкой-хвостиком за ним. Ничего, думаю, на Раковском кресте я вас всех накрою. Там они наверняка остановятся есть.
Но после еды у меня столько сил, что уже на подъёмах просеки почти всех нагоняю коньком и отрываюсь.
- Круто! Круто! –приятно подбадривает меня вслед Ольга Приходько, стартовавшая с более ранней электрички
На Раковском кресте в яркой оранжевой штормовке регулировщик Дима Перегудов машет мне рукой:
- На Берлин! На Берлин!
Проскакиваю поворот, не тормозя. Два часа от старта – неплохо.
И вот пошла самая любимая мной лыжня через урочище Булково. 12 км дикой лесной сказки с двумя небольшими заиндевевшими полями. Ветер на них в морду, тормозит так, что бегу согнувшись. А в лесу на поляночках сыпят огроменные хлопья. Густо-густо. Красота! Здесь прошёл "Буран", и по его следу хорошо работают палки. Подъёмы не чувствуются, сил - море. Лыжня грамотно входит в повороты на головокружительных спусках, вписывается в насыпной мостик через афанасовский ручей, изредка подскакивает на трамплинах – рытвинах от тяжёлого снегохода.
Крутой подъём от Афанасовской полянки и вскоре спуск к Рыгинскому ручью. Вхожу в резкий поворот к костру на скорости, чуть вспахивая целину, и вот он – долгожданный морс на костре.
Тут даже три костра! И тёплый радушный приём. Три десять от старта. Всё-таки в три не уложилась.
-Так и не потолстела! – приветствует меня фотокорреспондент Саша Обухов и фотографирует, как обычно, жующей.
На всякий случай подмазываюсь более тёплой мазью -1-3, хотя после снегопад у меня лыжи стали тупить. Но петля не прощает неподмазанных лыж – впереди самые крутые горки дистанции. Вливаю в себя остаток каши и убегаю.
На участке открытых полей начинается настоящее светопредставление! Сначала такой буран, низовая метель, ничего не видно временами. Боковой ветер порывами сбивает с ног. Разгул стихии! Глаза забивает. А как раз надо внимательно смотреть на след поворота с дорожки, не пропустить.
И это лыжня?! В поле почти всё переметает. Ноги временами проваливаются, вихляют в этом следе от нескольких героев, прошедших впереди. Вихри носятся по полю, закручиваются в смерчи. И вдруг полоса непогоды проходит и проглядывает пронзительно синее небо! Вот это чудо! Впереди перелески и потом подъём на север по полю к деревне Воробьёво. Вот там бы словить период затишья…
Но там так задувает навстречу, что даже по отлично накатанному буранному следу трудно идти коньком. На верху горки вижу сквозь просветы в пурге силуэты троих. Эх, сейчас бы в пелотон попасть… Но догнать тут нет шансов.
Между двумя домами на повороте в чистое поле дует, как в аэродинамической трубе. На поле следы замело совсем. Сунулась по заметённой буранке обычным правильным треком. Но там проглядывает лишь след палок от одного человека. Что-то не так, рыскнула влево и там на другой заметённой буранке более свежие следы трёх-четырёх человек. Бегу по этому следу. (А героем, протропившим в одиночку Воробьёвское поле по традиционному треку, был Антон Нестеров).
Вот и долгожданный лес. Не дожидаясь самой дальней поворотной точки петли перед Яркинским прудом ем сразу здесь, в лесном затишье после поля. Да, много сил отдано борьбе с ветром, но теперь... Теперь ветер будет в спину!
Потрясающие красоты Клинско-Дмитровской гряды предстают перед взором. С полян проглядывают лесные дали. Спуски и подъёмы, рыхлый снег на полях. Впереди вижу фигурку лыжника. Ветер в спину несёт по полю. Спуск в овраг и вот я догоняю… Мишу Кубарева! У него мазь сошла, поэтому идёт по полям он медленно. Но держится за мной невдалеке, а при входе в лес на бетонной буранке легко уходит вперёд. Мы замкнули петлю, до костра рукой подать.
На костре ещё сидели лидеры: Олег Волков, Шура Погорелов, но они быстро убегают, за ними и Миша Кубарев уходит без отдыха. А я ем суп. Три часа заняла петля. На 10 минут у костра всё-таки задержалась: ещё и подмазаться надо. Ухожу и боковым зрением отмечаю, что с петли приехала та быстрая девушка. Неплохо, думаю, идёт. Расслабляться нельзя, а то накроет ещё.
Но первую часть третьего этапа иду тяжело – что-то меня потянуло в сон. До Раковского креста уже снова захотела есть и ни в чём себе не отказываю. Голова замёрзла, утепляюсь. Тут меня и догнал Саша Будников. Пропускаю.
- Я не смогу оторваться, – говорит он и не хочет идти вперёд
- Давай, давай, иди, раз догнал.
- Хочу в десятку попасть, – сообщает он, как бы немного извиняясь за обгон. Только бы нас Шниперсон не догнал. Саша идёт в одной тоненькой термомаечке с поясником. Никакой запасной одежды. Во всём виде его нацеленность на результат, толкается мощно. Молодец. А я не могу пока за ним удержаться. Иду в своём темпе.
Как же я была благодарна Саше, что он шёл недалеко передо мной, и я ещё видела его свежий след в переметённых полях.
Но вот лыжня выходит на ЛЭПки, закатанные "Буранами". Ветер в спину. Вот и награда за все тяготы дистанции . Начинается настоящий полёт, лишь участки переметённого снега немного тормозят коньковый бег. Низовая пурга не стихает, заряды снега то налетают сбоку, то расступаются перед тобой, пропуская вперёд. ЛЭП гудит и от ветра и от электричества. А ты один в этом царстве стихий и только полоски-следы конька на снегу внушают: есть ещё люди на свете!
И вот неожиданно я натыкаюсь на Сашу. Перекусывает на широкой просеке перед железкой. Надо же! Ему чуть-чуть не хватило энергии. До костра здесь километра 4-5 осталось. Как мне повезло: тут обстановка изменилась, я как раз не узнавала трассы, а Саша показывает, куда идти. Похоже, теперь он меня не догонит – второй раз я перекусила на ходу совсем недавно.
- Пятой идёшь – сообщил мне Жора Толасов, он был совсем рядом перед нами. Около месяца назад он сделал операцию на колене, поэтому шёл только 70 км и фотографировал.
Странно, показалось мне, впереди должно быть как минимум пять человек. Так оно и было. Просто Жора как-то выпустил из вида проскочившего намного раньше Антона.
А дальше следы были переметены. Новая просека сбивает меня с толку, долго не появляется железка, потом поворота налево всё нет. Не узнавая эту новую прочищенную просеку, засомневалась, туда ли я иду.
Бегу и оглядываюсь – едет ли за мной Саша? Поджидаю его на повороте – да, нам сюда. И вот следующий поворот, наш не наш? Саши нет, видимо, надевает фонарь. А на свежем снегу отчётливые свежие следы сворачивают вправо, мне чудится и старая заметённая шефовская стрелочка. И я не дождалась Саши и свернула. Не туда… (Это были следы злополучной троицы лидеров, ушедших по параллельной просеке). Бегу некоторое время, но чувствую неладное – фонаря сзади нет. Возвращаюсь.
Меня нагоняет яркая фара – ещё один наш участник Дима Шниперсон. Пропускаю его на повороте. Он даёт такой финишный рывок, что удержаться за ним не могу.
Да, жалко , что в этом году не побывала на концовке нашей трассы, не увидела, что здесь изменилось.
Вот и долгожданны огонёчек-маячок на лыжне. А чуть в стороне – финишный костёр.
Меня встречает сам Царь – Антон Нестеров.
- Пятая! –торжественно сообщает он и собирается на электричку.
- Как пятая? - всматриваюсь в силуэты людей у костра. Действительно, не густо народу.
- А где Олег, Миша, Серёга?
- Нету их.
- А ты давно здесь?
- Да где-то в 17:15,что-то так, финишировал.
А сейчас 18:37. За четыре часа получился у меня третий этап – долго…
- Какой озверин съел? – спрашиваю Диму, но он говорит, что не ел ничего, кроме супа и мандарина. Будникова Сашу он тоже обогнал, и тот в результате стал четвертым. Наверное, нас разделило не больше минуты.
Минут через пятнадцать показался фонарь очередного участника. Это оказалась новая молодая участница Варвара, пришедшая в группу только в этом году. Та, что бежала первую часть дистанции хвостиком за шефом. Для первой сотни – неплохой результат.
Но мощный финишный рывок этого сотенного с плюсом забега мне всё же суждено было сделать. Расслабилась на костре, не смотрела расписание, и тут выяснилось, что до электрички осталось полчаса, а потом перерыв почти час. И мы рванули. Шеф сначала дёрнулся с нами, но всё-таки благоразумно остался. 4 с половиной километра. Фонаря нет, по пути пришлось перелезать через только что упавшую ель. Лыжня разбита. Когда перед посёлком в свете фонаря Жоры, которого догнала, увидела, что осталось четыре минуты, ускорилась не на шутку. Дурацкая лыжня с кустами. Падаю на раскатанной дороге. Электричка уже подъезжала, когда я бежала навстречу.
- Держи её! Держи! – кричала я Андрею Сашину, въехала на мостик на лыжах, две ступени на лыжах. Дальше на платформу ещё много ступеней и на лыжах не заехать, тоскливо подумала я, но увидела, что машинист ждёт! И расстегнула крепления.
- Спасибо!!!
Не веря удаче, мы ввалились в тёплый вагон. Там уже сидели некоторые наши лыжники. Отдышиваюсь минуты три - на дистанции так не напрягалась. Успели!!!
На такой счастливой ноте завершился для меня этот пробег.
Фотографии Георгия Толасова.
|
|